Дорогие друзья, коллеги и родители нашего клуба «Академия Всезнайкина»!!! Предлагаю Вашему вниманию некоторый «экскурс» в историю психологии и проблему одаренных детей. Эту статью я написала очень давно, она была опубликована в научно-популярном журнале «Знание-сила» и датирована, трудно представить, № 11 1991 год!!!

Трудно себе представить еще и то, что актуальность этой проблемы остается и по сей день…

Статья была немного мною отредактирована, надеюсь, будет интересна.

Немного об истории

Психологи заинтересовались детской одаренностью более ста пятидесяти лет назад. В Германии и США в начале прошлого века создавались первые школы и классы для детей с необычными способностями. В 1912 году в России была разработана оригинальная диагностика одаренности, и она даже нашла чисто практическое применение: с ее помощью в лицеи и гимназии определяли в тот или иной класс. Известный педагог Г.Н.Россолимо создавал специальные школы для вундеркиндов.

До начала тридцатых годов прошлого столетия советская психология, и детская в частности, развивалась вполне на мировом уровне. Потом, как известно, все кончилось. Именно в изучении «вундеркинизма» кончилось весьма примечательно. Вся беда в том, что огромное исследование зависимости детской одаренности от социального происхождения, воспитания, условий жизни привело к выводам, совершенно идеологически не выдержанным. В семье интеллигента умственный уровень одаренного ребенка превышал средний на 11-12 процентов. В семье ремесленников, рабочих, крестьян – всего на 2 процента. После такой «вражеской вылазки» надолго – почти до 90-х годов прошлого столетия – оказалась скомпрометированной и запретной вся эта область исследования: выявление и воспитание интеллектуально одаренных детей было объявлено тяготением к «буржуазно-интеллигентской элитарности, посягательством на социальную справедливость». Но, это были «советские» времена…

Наступило совершенно другое время. Это время, когда, дети с ограниченными возможностями получают максимальную помощь и активно реализуют себя в жизни. Это время надежд и свершений, благодаря спонсорской деятельности, всевозможным фондам и детским клубам.

Но, давайте, опять вернемся к истории… А главное – к одаренным детям

Результаты того, давнего, исследования и сейчас несколько ошеломляют. Разумеется, первый же вопрос: каких, собственно, детей называют умственно одаренными?

На самом деле это очень просто. Психологи знают, какими интеллектуальными навыками обладает, так сказать, «средний» ребенок такого-то возраста. Дети, у которых интеллектуальное развитие идет со значительным опережением, именуются умственно одаренными.

Журнал «Вопросы психологии» привел результаты исследования Л.М.Термена по этой методике. Ученый работал с 2905 детьми в возрасте от 5 до 14 лет. Получилось такое распределение: 0,23 процента детей продемонстрировали весьма превосходящий средний уровень интеллектуального развития; 12,45 – превосходящий; 18,1 – выше среднего; 46,69 – нормальный или средний; 14,6 – ниже среднего; 7,93 процентов оказалось детей, имеющих некоторые нарушения развития.

Итак, число детей с уровнем развития выше среднего, да еще если к ним прибавить талантливых «специализированно» - музыкально, литературно, технически,- составит 32 процента.

Конечно, есть генетическая одаренность, но огромную роль играет и социальная наследственность – семья, вся атмосфера жизни дома. Если она не стимулирует развитие, то «повышенный нервно-психический потенциал реализуется в других жизненных сферах». Умственно одаренный ребенок начинает чрезмерно увлекаться спортом, стремится к лидерству среди своих сверстников. Социальный и генетический виды наследственности не отрицают друг друга, а взаимно дополняют.

Умственно одаренные дети, как правило, имеют подвижную, уравновешенную нервную систему. Вопреки весьма распространенному у нас стереотипу «хилого вундеркинда» одаренные дети, как правило, отличаются крепким здоровьем, хорошим физическим развитием. Среди них редко попадаются флегматики, но зато уж эти немногие, как пишут ученые, «характеризуются весьма ценным качеством – глубиной и основательностью мыслительной деятельности».

А теперь несколько грустных замечаний. Куда деваются наши одаренные дети, когда подрастают? Они пропадают… Пропадают, как считают ученые, в школе. Процесс умственного развития непрерывен; психологи утверждают, что утерянное в какой-то момент восстановить уже невозможно. Ребенку, как воздух, нужны стимулирующая развитие среда, богатство информации, разнообразие задач.

Талант – тяжкая ноша и, к сожалению, ее выдерживают немногие. Умственно опережать своих сверстников наш вундеркинд может «только при опережающем появлении у него новых новообразований». К сожалению, этот процесс просто прерывается…

Итак, каждый третий ребенок – это повышенный интеллектуальный потенциал страны. Неужели мы и впредь будем поступать с ними так же, как со всеми другими нашими богатствами?

Р.S.

Этими словами заканчивалась моя статья. Но, сама я не знала, чем же закончить эту сегодняшнюю публикацию… Ответ на это вопрос я нашла в статье белорусских коллег о проблемах одаренных детей Л.В Поповой и Ю.Д.Бабаевой. Вот что они пишут:

«Одаренность по-прежнему остается загадкой для многих детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения , проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

Сегодня, огромное значение имеет понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми. Педагогам и родителям необходимо учитывать эти проблемы при составлении программ для одаренных детей.

Проблемы одаренных детей

  1. Неприязнь к школе
  2. Игровые интересы
  3. Погружение в философские проблемы
  4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитиям
  5. Стремление к совершенству (перфекционизм)
  6. Ощущение неудовлетворенности
  7. Нереалистические цели
  8. Сверхчувствительность
  9. Потребность во внимании взрослых
  10. Нетерпимость

Учебные программы для одаренных детей дошкольного возраста должны качественно отличаться от программ, рассчитанных на детей со средними способностями. Но эти отличия не должны сводиться к просто большому объёму осваиваемого материала или более высокими темпами учебно-познавательного процесса. Необходимость уделять большее внимание развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства.

Учебная программ направленная исключительно на развитие мыслительных процессов может оказаться весьма ограниченной. Как показывает практика, результаты применения подобной программы носят довольно искусственный характер. Если мы, педагоги, хотим, чтобы одаренные дети сами могли продуцировать идеи и добывать знания, то нам необходимо предоставить им средства, развивающие навыки систематического мышления, умения оценивать, исследовать и открывать новое. Главной нашей задачей является пробуждение в детях исследовательских интересов. Помещение, используемое оборудование должны соответствовать программным идеям. Важными элементами, в частности, являются размеры помещений для занятий, возможности их легкой перепланировки, оснащенность необходимым техническим оборудованием.

Не все дети раскрываются в учебном процессе. Пушкин имел «2» по математике, Эйнштейна выгоняли с уроков… Поэтому одной из важнейших задач является - повышенное внимания к проявлениям таланта в какой-либо области во внеклассной работе: кружки, секции, клубы по интересам, дискуссионные клубы и т.д.»

Дорогие наши родители, это, отнюдь, не реклама нашего клуба, это реальная ситуация… Вся надежда на вас, любите своих детей, наблюдайте за ними все больше и больше, ищите вместе с ними все новые и новые возможности, а мы, педагоги клуба «Всезнайкин» всегда будем рядом и обязательно поможем.

Спасибо за внимание, с уважением,

Исаева Наталья,

логопед в детском клубе «Академия Всезнайкина»